Мотивация учащихся – это очень важный этап на пути формирования у учащихся мотивов, которые могут придать учебе смысл, а сам факт учебной деятельности сделать важной целью для ученика или студента. В ином случае успешное обучение станет невозможным. Мотивация к обучению, к сожалению, сама по себе проявляется довольно редко.
Именно по этой причине нужно использовать различные методы ее формирования, чтобы она могла обеспечивать и поддерживать плодотвоврную учебную деятельность на протяжении продолжительного периода времени. Приемов формирования мотивации к учебной деятельности довольно много:
– создание ситуаций занимательности это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий, которые будут привлекать внимание учащихся, и вызывать у них интерес к предмету изучения;
– эмоциональные переживания – это переживания, которые создаются путем приведения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала;
– сопоставление научных и житейских толкований природных явлений – это такой прием, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей, что вызвает в учащихся и желание узнать больше, т.к. это отражает действительность;
– создание ситуаций познавательного спора – данный прием основыается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение учащихся к научным спорам способствует углублению их знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание разобраться в оспариваемом вопросе.
– создание ситуаций успеха в учении этот прием используется, в основном, по отношению к учащимся, которые испытывают определнные затруднения в обучении. Основан прием на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении.
Помимо перечисленных приемов существуют и другие методы повышения мотивации к обучению.
Психолог отделения ОЗиСГМ Е.И. Буглак