ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛОНИМСКИЙ ЗОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ"

Как вырастить самодостаточного человека

20.09.2023

Важно! Любые приобретенные навыки ребенок понесет в другие стадии развития.

Дети от 0 до 1 года – хотят нашей любви. 

И вопросы, которые в этом возрасте решает ребенок: могу я доверять миру? Могу ли я здесь развиваться?

Ребенку нужна безопасность, тотальная поддержка, удовлетворение своих основных потребностей, последовательность в заботе. И конечно, в этом периоде особая роль  у мамы.

Здесь будут активированы: либо базовое ДОВЕРИЕ К МИРУ, когда младенец воспринимает своё окружение как надёжное, а мир безопасным / либо базовое НЕДОВЕРИЕ, боязливость и подозрительность к миру, людям.

 

Дети 1 до 3 – хотят нашей поддержки.

Здесь ребенок ищет ответы на вопросы: могу ли я управлять собственным поведением? Могу ли я БЫТЬ? Могу ли я управлять пространством и воздействовать на других людей? Развивает способность делать собственный выбор, говорить «нет». От взрослых он ждет разумной дозволенности и поддержки. Категорически нельзя загонять ребенка в стыд – только тогда он сможет почувствовать контакт со своей личностью.

Благоприятный исход: настроенная автономия, ВОЛЯ, самоконтроль/ либо нерешительность, стыд и сомнения, СЛАБОВОЛИЕ.

 

Дети от 3 до 6 – хотят почувствовать свободу и ресурс окружающего мира.

Задачи: Могу ли я стать независимым от родителей, где границы моих возможностей? Могу ли я выходить за рамки? Своего социума? Себя? Формируется способность к развитию, целеустремленность. В это время социальный мир требует от ребёнка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков. Мы можем поощрять его самостоятельность и создавать условия для реализации его идей, новых действий — либо жестко ограничивать, строго наказывать

В зависимости от условий здесь будут активированы: либо ИНИЦИАТИВА / либо ВИНА.

 

Дети от 7 до 14 лет – входят с нами в жесткую иерархию.

Конфликт, решаемый ребенком: Могу ли я стать настолько умелым, чтобы приспособиться к миру и выжить в одиночку? Могу ли я вставать после падения? Есть ли у меня внутренние ресурсы?

Это самый важный период в становлении детско-родительской иерархии. И вот только тут нужно вводить дисциплину. И можно менять стратегии воспитания, и мама и папа уже могут показывать разные модели реагирования – мы знакомим человеку с устройством общества, взаимосвязями между людьми. У ребенка есть обязанности, развиваются многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Он начинает сравнивать себя с другими – поэтому особенно сильный вред наносит негативная оценка. И здесь очень важен родительский авторитет. Наша задача пока все еще – ребенка направлять, максимально нагружать и помогать осваивать новую деятельность, очертить сферы ответственности. И конечно обеспечивать поддержку: ты эффективен, продуктивен, умеешь доводить начатое до конца, в учебе, спорте, хобби, домашних делах – ты умеешь достигать результата! А вот если у вас самих шаткая позиция, вы сами себя не нашли, вам с самим собой некомфортно, то вы тогда будете ребенка травмировать, управляя им. Если же вы сами кайфуете от того, что происходит в вашей жизни, то вы будете его невероятно развивать. Помимо систематического обучения, воспитания и руководства у ребенка тут обязательно должны быть хорошие примеры для подражания и поддержки

 Здесь будут активированы: либо ТРУДОЛЮБИЕ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ / либо ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

 

К 14 годам у нас уже будет ЛИЧНОСТЬ: омытая ЛЮБОВЬЮ (базовое доверие), впитавшая СВОБОДУ (способность являть себя) и ИНТЕРЕС к миру (инициатива), умеющая быть дисциплинированной и достигать РЕЗУЛЬТАТА (компетентность).

И уже тут перед нашим ребенком открывается огромный потенциал, потому что он получил доступ к основным рычагам управления собой.

 

Дети от 14 до 21 года – и вот уже с ними мы должны стать единомышленниками, друзьями, действительно командой.

Вопросы подростка – это вопросы самоидентификации: Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Для чего я рожден? Кто мой человек? Где лежит мой Путь?

И для обретения внутренней устойчивости ему обязательно нужны четкие половые модели для подражания и положительная обратная связь. Подростки сталкиваются с новыми для себя ролями, оценивают мир и отношение к нему, ищут ответы на важные «вечные» вопросы – и постепенно формируют свои опоры. Это внутренняя борьба между стремлением к независимости – и желанием быть свободным от ответственности за то, что ты взрослый человек. Сталкиваясь с такой путаницей в своем статусе, ребенок всегда ищет уверенность, безопасность «среди своих», стремится быть похожим на других подростков своего возраста. У него развиваются стереотипные поведение и идеалы. И если в этом периоде есть надежный тыл в виде устойчивых взрослых, готовых отпускать от себя и принимать «в свою стаю» изменчивую личность, переживающую непростой период – безусловно, это поможет ему пережить внутренний конфликт.

Тогда исходом периода будет настроенная САМОИДЕНТИЧНОСТЬ, верность себе, способность сделать свой выбор, найти путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, при этом встраиваться в социум. Если же подростку не удается познать себя, решить внутренний конфликт, то сопровождать дальнейшую жизнь человека будут чувства НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, своей БЕСПОЛЕЗНОСТИ, душевного разлада и бесцельности, подстройка под большинство, неспособность выбрать карьеру, продолжить образование

 

Дети старше 21 года – это уже НЕ ДЕТИ, и здесь мы полностью от них отстаем!

Психолог отделения ОЗиСГМ Е.И. Буглак