ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛОНИМСКИЙ ЗОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ"

Информационная стратегия по ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь на 2024-2026 годы

25.04.2024

Что делать, если панически боишься заразиться СПИДомДля того чтобы снизить уровень распространения ВИЧ-инфекции, требуется консолидация сил на основе межведомственного взаимодействия.

ВИЧ-инфекция — многогранное социально значимое инфекционное заболевание. Программы по снижению распространения ВИЧ-инфекции сочетают в себе не только медицинские аспекты, такие как профилактика, диагностика, лечение, недопущение развития 4 стадии заболевания, предупреждение передачи ВИЧ от матери ребенку, но и социальные, правовые аспекты, вопросы снижения стигмы и недопущения дискриминации.

Предлагаемые меры и усилия государственных, международных и общественных организаций в области лечения и профилактики ВИЧ-инфекции останутся недостаточно результативными без расширения ИС, которая будет адресована как самим ключевым группам, ЛЖВ, медицинским специалистам, так и всему населению.

Проблемы и пути их решения могут быть сгруппированы следующим образом:

Проблема 1. Наличие пробелов в единой информационной политике в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ

Проблема 2. Стигматизация в СМИ в отношении ЛЖВ и ключевых групп населения

Проблема 3. Дефицит квалифицированных специалистов в сфере информационной работы по профилактике ВИЧ-инфекции

Проблема 4. Дефицит качественных информационных материалов

Проблема 5. Часть специалистов в сфере ВИЧ-инфекции продолжают рассматривать запугивания ЖВ страхом смерти или уголовного преследования, как эффективную политику в случае неприверженности к лечению ВИЧ-инфекции

Проблема 6. ВИЧ-инфекция становится «старше», однако профилактика и информационные материалы адресуются в первую очередь молодым людям. Люди 40 лет и старше не считают, что могут подвергнуться риску

ВИЧ-инфицирования

Проблема 7. Недостаток адресных гендерно чувствительных информационных материалов для женщин, живущих с ВИЧ, иманирующих беременность, а также для специалистов акушерско-гинекологической службы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Целью ИС является развитие к 2026 году информационного поля страны, эффективно влияющего на профилактику ВИЧ-инфекции среди людей разных возрастов, социального статуса и гендера, повышение информационно-коммуникационных компетенций специалистов, развитие приверженности к лечению ЛЖВ и снижение распространения ВИЧ-инфекции.

Задачи:

  1. К 2026 году разработать и внедрить систему информационно-коммуникационной поддержки для медицинских работников по развитию приверженности к лечению ДЖВ
  2. К 2026 году разработать информационный продукт, направленный на совершенствование у медицинских работников знаний в контексте профилактики и лечения ЛЖВ.
  3. Провести информационные кампании, включая цифровые, в течении 2024-2026 годов направленные на профилактику ВИЧ-инфекции среди разных возрастных групп, «Ребренинг — 2. Новые времена — новая профилактика».
  4. В 2024-2026 годах обеспечить соответствие информационных материалов, выпускаемых при участии и поддержке Министерства здравоохранения, и публикаций СМИ стандартам ИС.
  5. К 2026 году снизить уровень стигмы в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

  1. Принцип социальной гражданской ответственности;
  2. Принцип формирования локального, регионального и международного партнерства в целях создания единого информационного пространства, обеспечивающего снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции;
  3. Принципы этики и соблюдения прав человека при проведении информационного воздействия;
  4. Принцип конфиденциальности;
  5. Принцип адвокации, защиты прав и интересов партнеров ИС;
  6. Принцип недискриминации;
  7. Принцип эффективности информационного воздействия;
  8. Принцип устойчивого развития;
  9. Принцип учета возрастных, этнокультурных особенностей общества, адресных групп при проведении информационных воздействий;
  10. Принцип гендерной чувствительности;
  11. Принцип учета и партнерской согласованности подходов и позиций всех организаций — участников информационного воздействия, в первую очередь государственных, общественных и религиозных организаций;
  12. Принцип использования и распространения практик, доказавших свою эффективность,
  13. Принцип следования современным коммуникационным трендам и технологиям,
  14. Принцип согласованных стандартов ИС.

СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Стандарт Nº 1: Стандарт сохранения конфиденциальности информации, в т.ч. персональных данных

Стандарт Nº 2: Стандарт согласования, подтверждения и предоставления научно-обоснованной и достоверной информации

Стандарт Nº 3: Стандарт «АНТИСТИГМА» — исключение из информационных материалов стигматизирующей терминологии, специфических непонятных терминов, оскорбительной лексики и образов, узконаправленных суждений

Стандарт Nº 4: Стандарт изучения мнений разных людей, групп по аспектам проблемы.

Стандарт Nº 5: Стандарт дифференцированного подхода в информационном воздействии с учетом характеристики целевой аудитории

Стандарт Nº 6: Стандарт разработки информационно-образовательных материалов для социальной рекламы

 

Врач-эпидемиолог (зав.отделом) отдела эпидемиологиии Игнатик Д.В.